Программы поддержки Формы и виды поддержки Инфраструктура поддержки Законодательство Реестр субъектов получателей поддержки
 / Часто задаваемые вопросы

Каталог часто задаваемых вопросов: Портал малого предпринимательства

Шмидт Николай Александрович /
Вопрос:

Хочу организовать ОАО. Подскажите как законным образом можно подстраховаться, чтоб при расширении предприятия, путем присоединения и (или)  вливания сторонних капиталов - при увеличении акционеров и уставного капитала у меня всегда оставался контрольный пакет акций? 

Ответ на вопрос подготовлен кандидатом юридических наук, доцентом кафедры гражданского права Алтайского государственного университета Пятковым Д.В.

Во-первых, следует заметить, что в соответствии с поправками, внесёнными в ГК РФ Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ, с 1 сентября введена новая классификация акционерных обществ: публичные и непубличные. Также внесены поправки в ФЗ «Об акционерных обществах». Поэтому, создать ОАО не получится. Нельзя сказать, что поменяется только название обществ, что публичные АО – это копия открытых обществ, а непубличные – закрытых. Но какие-то сходства прослеживаются и проявляется это в широте возможностей сохранять контроль над акционерным обществом в разных ситуациях. В непубличных обществах сделать это проще и гарантий сохранения контроля больше. Например, в ст. 66 ГК РФ указано: «Объем правомочий участников хозяйственного общества определяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Иной объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества может быть предусмотрен уставом общества, а также корпоративным договором…». Как видите, привлечь инвесторов и сохранить свое влияние проще в непубличном обществе (акционерном или ООО). То есть можно урегулировать отношения так, что контрольного пакета акций не будет, но контроль сохранится за счет непропорционального распределения голосов.
В публичном акционерном обществе можно выпустить кроме облигаций также и привилегированные акции, которые увеличивают число акционеров, но не уменьшают влияние «старых» акционеров. Однако и здесь нужно проявлять осторожность. По некоторым вопросам привилегированные акционеры имеют право голоса, а если им не будут выплачиваться гарантированные дивиденды, они и вовсе становятся в один ряд с обычными акционерами и могут отвоевать у них влияние на дела общества. Надо также учитывать и то, что привилегированные акции, не позволяющие акционеру влиять на деятельность общества, не для всех потенциальных инвесторов окажутся привлекательными.
То есть, существуют некоторые законодательные гарантии сохранения корпоративного контроля и для акционеров публичного АО, и для акционеров непубличного АО. Усиление этих гарантий возможно в непубличных акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью.
Григорьев Константин /
Вопрос:

Порядок уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями

Размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование самозанятого населения является предметом постоянных дискуссий в Правительстве, общественных объединениях предпринимателей и среди предпринимателей. С одной стороны, повышение размера оплаты на обязательное пенсионное страхование негативно отражается на возможности ведения бизнеса, с другой стороны – не высокий размер страховых взносов не позволяет сформировать достойный размер пенсии при достижении пенсионного возраста.
Исходя из соображений увеличения пенсионного капитала и, в последствии, увеличения размера пенсии с 2013 года более чем в два раза увеличены страховые отчисления на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Повышение размера страховых взносов обусловлено двумя факторами:
1.Сумма обязательного фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование для самозанятого населения в 2013 году рассчитывается исходя не из одного, а двух МРОТ (п. 1.1 ст. 14 федерального закона N 212-ФЗ в редакции закона 243-ФЗ).
2.С 1 января 2013 года МРОТ установлен в размере 5205 руб. вместо 4611 руб. действовавшего ранее.
Таким образом, взнос на обязательное пенсионное страхование для самозанятого населения в 2013 году рассчитать не трудно и он составляет 32 479,2 руб. в год (5205 руб. х 2 х 26% х 12 мес.).
Взнос на обязательное медицинское страхование рассчитывается из одного МРОТ (п. 1.2 ст. 14 федерального закона N 212-ФЗ в редакции закона 243-ФЗ) и в 2013 году составляет 3185,5 рублей в год (5205 рублей х 5,1% х 12 месяцев).
Общая сумма фиксированного платежа для граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями и не имеющих наемных работников, в 2013 году составляет 35 664,7 руб. в год, или 8916,17 руб. в квартал, или 2972,06 руб. в месяц.
В соответствии с законодательством о страховых взносах уплата страховых взносов осуществляется не позднее 31 декабря текущего года. Страховые взносы уплачиваются отдельно в каждый внебюджетный фонд разными платежными поручениями (квитанциями) единовременно, либо несколькими платежами в течение года.
Повышение размера страховых взносов не будет столь ощутимо для предпринимателей, которые уплачивают страховые взносы с квартальной либо ежемесячной периодичностью и правильно применяют налоговое законодательство.
Первое. Имеется в виду следующее: индивидуальные предприниматели, применяющие единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам смогут уменьшать сумму единого налога на сумму уплаченных страховых взносов без ограничений. Так, например, если сумма ЕНВД за квартал составила 10000 руб., а предприниматель уплатил за этот же период страховые взносы в размере 8916,17 руб. (квартальную сумму), сумма ЕНВД к уплате составит всего 1084 руб. (в 2012 году сумма налога уменьшалась не более чем на 50%). Вот почему мы говорим о преимуществах поквартального расчета, а не расчета единой суммой за год. Причем, чтобы уменьшить ЕНВД к примеру за 3 квартал 2013 года на сумму уплаченных страховых взносов, предприниматель обязан заплатить фиксированный размер страховых взносов до 30 сентября 2013 года. В противном случае сумму налога уменьшить нельзя. И нельзя зачесть большую сумму взносов, чем квартальная сумма, даже если она и уплачена.
Второй момент. В 2013 году (также как и в 2012 году) аналогичная норма действует и для предпринимателей, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы. Такие предприниматели, при условии уплаты страховых взносов в полном объеме — 35664,7 руб. в срок до 31 декабря практически сводят к нулю налог с годового дохода в размере 594 417 руб. и ниже. Приводим расчет. Сумма налога с такого дохода составляет 35665,02 руб. (594 417 х 6% = 35665,02). Уменьшаем сумму налога на сумму уплаченных страховых взносов 35665,02 – 35664,7 = 0,32 руб. По статистике, в сельских районах, да и в городах предпринимателей, имеющих доход 595 тыс. руб. в год, все-таки большинство.
Для индивидуальных предпринимателей - глав крестьянских (фермерских) хозяйств, эти суммы пропорциональны количеству членов КФХ. Сумма налога и сумма страховых взносов, подлежащая вычету из суммы налога, при определенном доходе одинаковы. На данную категорию предпринимателей никак не повлияет рост тарифа для уплаты страховых взносов в ПФР. Причем, здесь также нужно иметь в виду, что уменьшить сумму налога можно только на сумму фактически уплаченных страховых взносов. То есть, если взносы за отчетный (налоговый) период оплачены уже в следующем периоде, включить их сумму в состав расходов можно только в следующем периоде.
Зная налоговое законодательство, производя расчеты по обязательному пенсионному страхованию в оптимальные для каждой категории предпринимателей сроки можно не ощутить повышение социальных обязательств и в то же время обеспечить формирование своих пенсионных прав в полном объеме, в соответствии с действующим сегодня пенсионным законодательством.
Что еще важно знать гражданам, имеющим статус индивидуальных предпринимателей, чтобы не столкнуться с проблемой возникновения задолженности по страховым взносам. Обязанность индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, не зависимо от того осуществляется им деятельность или нет. Таким образом, временное приостановление деятельности и представление в налоговые органы «нулевых» деклараций не освобождает предпринимателей от уплаты страховых взносов. Прекращается обязанность по уплате взносов только с момента внесения государственным регистрирующим органом записи о прекращении предпринимательской деятельности. Поэтому, как только прекратили деятельность, сразу же необходимо официально, в налоговых органах зарегистрировать данный факт. Не стоит и регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя на всякий случай, вдруг когда-то повезет и открою свое дело. Поскольку, как только получен статус индивидуального предпринимателя, со следующего дня наступает обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Нововведения по уплате страховых взносов с 1 января 2014 года. По инициативе общественных объединений предпринимателей вопрос размера отчислений на обязательное пенсионное страхование рассмотрен еще раз и 23 июля 2013 года принят федеральный закон № 237-ФЗ, который вносит изменения в законодательство о страховых взносах в отношении индивидуальных предпринимателей. Указанный закон вступает в силу с 01 января 2014 года. Суть этих изменений состоит в следующем:
Если величина дохода индивидуального предпринимателя за год не превышает 300 000 рублей, то взнос на обязательное пенсионное страхование определяется в фиксированном размере исходя из величины одного минимального размера оплаты труда (1 МРОТ).
Если величина дохода превышает 300 000 рублей, то взнос на обязательное пенсионное страхование определяется в фиксированном размере исходя из величины одного минимального размера оплаты труда (1 МРОТ) плюс 1,0% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период (год). При этом, сумма страховых взносов не должна быть больше размера определяемого как произведение восьмикратного МРОТ умноженное на 12.
Так как индивидуальные предприниматели обеспечивают свои пенсионные права самостоятельно, то несвоевременная уплата страховых взносов может повлечь за собой отсутствие информации на их лицевом счете и потерю страхового стажа за отчетный период. Страховой стаж рассчитывается на основании продолжительности периодов деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы.
Роль размера страхового стажа значительно возрастет при принятии новой формулы расчета пенсии с 2015 года. Страховой стаж необходим будет не только для расчета размера пенсии, но и для определения права на трудовую пенсию по старости. В настоящее время для назначения трудовой пенсии на общих основаниях при достижении возраста 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин нужен страховой стаж не менее 5 лет. Лицам, имеющим менее 5 лет страхового стажа, трудовая пенсия не назначается. Назначается только социальная пенсия при условии достижения 60, 65 лет соответственно.
В соответствии со Стратегией развития пенсионной системы, Министерство труда планирует с 01.01.2015 года поэтапное доведение минимального страхового стажа с 5 лет до 15 лет. Вот тогда возникнет необходимость и желание оплаты за те периоды, за которые сейчас у предпринимателей имеется задолженность. Однако, с повышением размера страхового взноса сделать это будет сложно, для некоторых просто не возможно. И тогда выход на пенсию может состояться только спустя 5 лет.
Уважаемые предприниматели, помните, что от уплаты страховых взносов будет зависеть размер накоплений на Вашем лицевом счете, наличие страхового стажа и как следствие размер будущей пенсии!
(Подготовлено Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю)
Родионов Р.М. /
Вопрос:

Какие документы необходимо предоставить для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции?

Для получения лицензии заявитель представляет на бумажном носителе или в форме электронных документов следующие документы:
заявление о выдаче лицензии (от имени юридического лица заявление подписывает руководитель или иное лицо, уполномоченное на это, подпись удостоверяется печатью юридического лица);
копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом);
копия документа о государственной регистрации организации - юридического лица. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о соискателе лицензии в единый государственный реестр юридических лиц;
копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки соискателя лицензии на налоговый учет;
копия документа об уплате государственной пошлины. В случае, если копия указанного документа не представлена заявителем, лицензирующий орган проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;
документ, подтверждающий наличие у заинтересованного лица оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере, предусмотренном законодательством Алтайского края. Представление указанного документа не требуется для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями при оказании услуг общественного питания;
документы, подтверждающие наличие у заинтересованного лица стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Представление указанных документов не требуется для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями при оказании услуг общественного питания в нестационарных торговых объектах (документы, перечисленные в данном пункте, представляются на каждое обособленное подразделение).
Николаев М.Ю. /
Вопрос:

Вопрос: Куда необходимо обращаться с заявлением на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции?

Документы для получения государственной услуги по оформлению лицензии на розничную продажу алкогольной продукции могут быть представлены заявителем в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края или непосредственно в лицензирующий орган – управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры одним из следующих способов: лично в лицензирующий орган; почтовым отправлением в адрес лицензирующего органа; в форме электронных документов.
Кроме этого, предприниматели края имеют возможность обращаться с заявлением о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Бийский филиал краевого автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края»
(г. Бийск, ул. Промышленная, д. 6).
График работы бийского филиала КАУ «МФЦ Алтайского края»: пн.- чт. с 8.00 до 20.00; пт. с 8.00 до17.00; сб. с 9.00 до 14.00.

Консультацию по вопросу лицензирования розничной продажи алкогольной продукции можно получить в управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры по адресу: 656015 г. Барнаул, ул. Молодежная, 26 , каб. 507, тел. (3852) 380561, 350847. Для почты: 656035,
г. Барнаул, 59, а\я 1276. E-mail:[email protected]. Режим работы: с 9-00 до 18-00 , обед с 13-00 до 14-00.